Памятники архитектуры Казани
Казанская архитектура | Архитектура Волжской Булгарии | Архитектура Казани | Застройка Казани | Особенности зданий | Культовая архитектура | Мечети | Коротко | Контакты

Казанская архитектура


История архитектуры Татарии до настоящего времени остается одной из мало исследованных областей науки. Особенно это касается памятников рядовой городской застройки XVIII — начала XX в. Широкой публике неизвестны ни стилистические особенности городcких зданий казанских татар, ни принципы сочетания национальных традиций с привнесенными элементами европейской культуры. Неизвестны, следовательно, и критерии оценки сохранившихся архитектурных па-мятников в условиях современного города, необходимые при решении проблем сохранения характерных участков застройки отдельных уникальных сооружений.
Можно ли считать национальными те здания европейского вида, которые мы видим сейчас в Татарской слободе за Булаком? Можно ли назвать татарской архитектуру мечетей второй половины XVIII — начала XX в.? Есть ли вообще татар-рская архитектура и в чем ее сходство с архитектурой дру- гих народов?
Таков круг вопросов, на которые сделана по-пытка ответить в этой книге. В прямой зависимости от правильного решения вопроса о степени национального свое-образия памятников архитекту-ры казанских татар находится судьба многих памятников ста-рины. Решения его ждут архи-текторы и художники, от рабо-ты которых зависит облик со-временной архитектуры соци-алистического Татарстана.

Национальная принадлежность архитектурного произведения определяется не только его местоположением, но прежде всего социальным предназначением для данного народа. Национальная принадлежность архитектуры - фактор второстепенный, способный лишь придать ту или иную окраску архитектурному произведению. Новые явления, привнесенные извне, со временем непременно становятся частью данной национальной куль-туры.
История зодчества есть также история взаимоотношений людей — архитекторов, заказчиков, строителей — с обществом. Эти взаимоотношения определяли условия работы зодчего в прошлом. Социальные требования татарского заказчика с неизбежностью диктовали архитектурно-планировочные, образные и декоративные решения иные, чем в русской архитектуре, что было обусловлено своеобразием его мировоззрения, в том числе и религиозного.

Традиции местного зодчества имеют древние корни. Общеизвестны памятники средневековой Великой Булгарии , государства предков казанских татар. В Поволжье были периоды высокого культурного расцвета, процветания городов и ремесел и времена страшных исторических катастроф, когда нашествия завоевателей сметали с лица земли десятки городов, оставляя на их месте лишь руины и пепелища. После присоединения Поволжья к Российскому государству во второй половине XVI в. татарский народ оказался на века огражденным от опустошительных иноземных завоеваний.

Историческая обстановка, когда в Среднем Поволжье в XV-XVIII вв. происходили бурные исторические катаклизмы и активные военные действия, была крайне неблагоприятной для памятников архитектуры. В результате многочисленных войн были разрушены практически все архитектурные сооружения Булгарии и Казанского ханства.
До нас дошли лишь самые скудные сведения о монументальных средневековых постройках и немногочисленные руины, которые и до настоящего времени не изучены в доста точной степени специалистами Все это не позволяло исследо вателям зодчества уверенно су дать о чертах культовой архитектуры средневекового По волжья и связно представить себе этапы развития на протяжении последних пяти веков Период расцвета средневеково го булгаро-татарского зодчества после разгрома Казанского ханства сменился временным упадком традиций монументального зодчества. Новая татарская архитектура формировалась на корнях местных традиций, вбирая в себя черты культур многих народов Поволжья. Ситуация, сложившаяся в Казани, одном из крупные центров русской культуры одновременно центре татарской культуры, отличалась значи тельным своеобразием в срав нении с городами других окра инных национальных губерний в силу более позднего присо единения к Российскому госу дарству. Живя в тесном контакте с русскими с середины XVI в., татары принимали самое активное участие в экономической жизни страны, хотя противоборство ислама и христианства и наложило определенный отпечаток на взаимоотношения татар и русских, развитие их национальных культур в регионе. Мощное воздействие европейской культуры началось с реформ Екатерины II, предпринятых во второй половине XVIII в., коренным образом изменивших направление развития местной архитектуры.
Регламентация стиля в масштабе всей страны придала татарским зданиям черты барокко, а затем классицизма. Прочное материальное положение верхушки татарского общества было основой для привлечения к работе архитекторов высокого профессионального уровня, а образованность (многие состоятельные граждане кончали "престижные" учебные заведения Бухары, Самарканда, Стамбула, Каира) облегчала взаимопонимание заказчика и исполнителя, способствовала осуществлению полноценного синтеза традиционных особенностей татарского зодчества со стилевыми чертами новейшей архитектуры. Татары оказались первыми из мусульманских народов Российской империи, приобщившимися к западно европейской культуре, причем почти одновременно с русскими.
Восприятие культуры Запада шло у татар параллельно с формированием национальной архитектуры. Русская архитектура явилась активным носителем барокко и классицизма; татары испытали вторичное ее воздействие, преломленное через призму русской культуры. Новые стилевые течения XVIII в. были почти в той же мере "татарскими", в какой и "русскими", но воспринимались они татарами опосредованно. Эти течения обрели различную национальную окраску, более выраженную в планировочной структуре зданий и менее - в формах архитектуры. Этим объясняется и тот факт, что архитектура татар Казани в силу ее внешнего сходства с архитектурой других русских городов до сих пор не попала в поле зрения исследователей как образец национального творчества татар.

Как известно, казанские татары делятся на ряд групп, образовавшихся в разное время и отличающихся некоторыми своеобразными особенностями быта, языка и др. Несмотря на территориальную разбросанность, все эти группы имели тесные культурные контакты и мы их рассматриваем как составные части единой нации. Изучение архитектуры XVIII в. представляет особую сложность. Сохранились лишь единичные здания этого времени, да и те многократно перестроены и искажены. Поэтому нами для необходимой аргументации были привлечены сведения о постройках и в других татарских поселениях - как городских, так и сельских, чтобы более полно выявить объективные моменты формирования ее особенностей.

Нам зачастую пришлось применять ретроспективный анализ зодчества Казани, включая средневековый период и в том числе любопытную гипотезу об аллегорическом перенесении форм главной казанской мечети в архитектуру Покровского собора в Москве - храма-памятника в честь покорения Казани.

Устойчивые народные традиции, как показало наше исследование, не смогли сломить ни административные меры, ни более высокая строительная культура русских. Это удалось проследить по материалам, относящимся к XVIII в., и заглянуть еще на сорок-пятьдесят лет назад. В книге не ставилась цель исследовать всесторонне архитектуру казанских татар. Мы остановились на вопросах развития архитектуры наиболее доступных для изучения татарских построек XVIII - первой трети XIX в. - жилых домов и мечетей, а также некоторых вопросах формирования генерального плана города.
Казанская архитектура
Архитектура Волжской Булгарии
Архитектура Казани
Застройка Казани
Особенности зданий
Культовая архитектура
Мечети
Коротко
Контакты













 



rudder The airship began
Their success t Firlnds
storage battery and that
Сайт управляется системой uCoz