Казанская архитектура
История архитектуры Татарии до настоящего времени остается одной из мало
исследованных областей науки. Особенно это касается памятников рядовой городской
застройки XVIII — начала XX в. Широкой публике неизвестны ни стилистические
особенности городcких зданий казанских татар, ни принципы сочетания национальных
традиций с привнесенными элементами европейской культуры. Неизвестны,
следовательно, и критерии оценки сохранившихся архитектурных па-мятников в
условиях современного города, необходимые при решении проблем сохранения
характерных участков застройки отдельных уникальных сооружений.
Можно ли считать национальными те здания европейского вида, которые мы видим
сейчас в Татарской слободе за Булаком? Можно ли назвать татарской архитектуру
мечетей второй половины XVIII — начала XX в.? Есть ли вообще татар-рская
архитектура и в чем ее сходство с архитектурой дру-
гих народов? Таков круг вопросов, на которые сделана по-пытка ответить в этой
книге. В прямой зависимости от правильного решения вопроса о степени
национального свое-образия памятников архитекту-ры казанских татар находится
судьба многих памятников ста-рины. Решения его ждут архи-текторы и художники, от
рабо-ты которых зависит облик со-временной архитектуры соци-алистического
Татарстана.
Национальная принадлежность архитектурного произведения определяется не только
его местоположением, но прежде всего социальным предназначением для данного
народа. Национальная принадлежность архитектуры - фактор второстепенный,
способный лишь придать ту или иную окраску архитектурному произведению. Новые
явления, привнесенные извне, со временем непременно становятся частью данной
национальной куль-туры. История зодчества есть также история
взаимоотношений людей — архитекторов, заказчиков, строителей — с обществом. Эти
взаимоотношения определяли условия работы зодчего в прошлом. Социальные
требования татарского заказчика с неизбежностью диктовали
архитектурно-планировочные, образные и декоративные решения иные, чем в русской
архитектуре, что было обусловлено своеобразием его мировоззрения, в том числе и
религиозного.
Традиции местного зодчества имеют древние корни. Общеизвестны памятники
средневековой Великой Булгарии , государства предков казанских татар. В Поволжье
были периоды высокого культурного расцвета, процветания городов и ремесел и
времена страшных исторических катастроф, когда нашествия завоевателей сметали с
лица земли десятки городов, оставляя на их месте лишь руины и пепелища. После
присоединения Поволжья к Российскому государству во второй половине XVI в.
татарский народ оказался на века огражденным от опустошительных иноземных
завоеваний.
Историческая обстановка, когда в Среднем Поволжье в XV-XVIII вв. происходили
бурные исторические катаклизмы и активные военные действия, была крайне
неблагоприятной для памятников архитектуры. В результате многочисленных войн
были разрушены практически все архитектурные сооружения Булгарии и Казанского
ханства. До нас дошли
лишь самые скудные сведения о монументальных средневековых постройках и
немногочисленные руины, которые и до настоящего времени не изучены в доста
точной степени специалистами Все это не позволяло исследо вателям зодчества
уверенно су дать о чертах культовой архитектуры средневекового По волжья и
связно представить себе этапы развития на протяжении последних пяти веков Период
расцвета средневеково го булгаро-татарского зодчества после разгрома Казанского
ханства сменился временным упадком традиций монументального зодчества. Новая
татарская архитектура формировалась на корнях местных традиций, вбирая в себя
черты культур многих народов Поволжья.
Ситуация, сложившаяся в Казани, одном из крупные центров русской культуры
одновременно центре татарской культуры, отличалась значи тельным своеобразием в
срав нении с городами других окра инных национальных губерний в силу более
позднего присо единения к Российскому госу дарству. Живя в тесном контакте с
русскими с середины
XVI в., татары принимали самое активное участие в
экономической жизни страны, хотя противоборство ислама и христианства и наложило
определенный отпечаток на взаимоотношения татар и русских, развитие их
национальных культур в регионе.
Мощное воздействие европейской культуры началось с реформ Екатерины II,
предпринятых во второй половине XVIII в., коренным образом изменивших
направление развития местной архитектуры. Регламентация стиля в масштабе всей
страны придала татарским зданиям черты барокко, а затем классицизма. Прочное
материальное положение верхушки татарского общества было основой для привлечения
к работе архитекторов высокого профессионального уровня, а образованность
(многие состоятельные граждане кончали "престижные" учебные заведения Бухары,
Самарканда, Стамбула, Каира) облегчала взаимопонимание заказчика и исполнителя,
способствовала осуществлению полноценного синтеза традиционных особенностей
татарского зодчества со стилевыми чертами новейшей архитектуры.
Татары оказались первыми из мусульманских народов Российской империи,
приобщившимися к западно европейской культуре, причем почти одновременно с
русскими. Восприятие культуры Запада шло у татар
параллельно с формированием национальной архитектуры. Русская архитектура
явилась активным носителем барокко и классицизма; татары испытали вторичное ее
воздействие, преломленное через призму русской культуры. Новые стилевые течения
XVIII в. были почти в той же мере "татарскими", в какой и "русскими", но
воспринимались они татарами опосредованно. Эти течения обрели различную
национальную окраску, более выраженную в планировочной структуре зданий и менее
- в формах архитектуры. Этим объясняется и тот факт, что архитектура татар
Казани в силу ее внешнего сходства с архитектурой других русских городов до сих
пор не попала в поле зрения исследователей как образец национального творчества
татар.
Как известно, казанские татары делятся на ряд групп, образовавшихся в разное
время и отличающихся некоторыми своеобразными особенностями быта, языка и др.
Несмотря на территориальную разбросанность, все эти группы имели тесные
культурные контакты и мы их рассматриваем как составные части единой нации.
Изучение архитектуры
XVIII в. представляет особую сложность. Сохранились лишь единичные здания этого
времени, да и те многократно перестроены и искажены. Поэтому нами для
необходимой аргументации были привлечены сведения о постройках и в других
татарских поселениях - как городских, так и сельских, чтобы более полно выявить
объективные моменты формирования ее особенностей.
Нам зачастую пришлось применять ретроспективный анализ зодчества Казани, включая
средневековый период и в том числе любопытную гипотезу об аллегорическом
перенесении форм главной казанской мечети в архитектуру Покровского собора в
Москве - храма-памятника в честь покорения Казани.
Устойчивые народные традиции, как показало наше исследование, не смогли сломить
ни административные меры, ни более высокая строительная культура русских. Это
удалось проследить по материалам, относящимся к XVIII в., и заглянуть еще на
сорок-пятьдесят лет назад.
В книге не ставилась цель исследовать всесторонне архитектуру казанских татар.
Мы остановились на вопросах развития архитектуры наиболее доступных для изучения
татарских построек XVIII - первой трети XIX в. - жилых домов и мечетей, а также
некоторых вопросах формирования генерального плана города.
|
|
|