Мечети
Известные нам татарские мечети XVIII в. делились на три композиционно различных
типа.
Мечети с угловой постановкой минарета - этот тип мечети известен еще по
золотоордынским и касимовским памятни-камХ1V-ХVвв.
Мечеть Касым-хана в Касимове такой планировки была восстановлена в 1768 г. (1132
год хиджры)на средневековом фундаменте после ее
разрушения в 1702 г. Это единственный известный нам пример татарской мечети
XVIII в. такого типа, да и то его нельзя считать "чистым" примером, так как это
скорее реставрация средневековой мечети, чем строительство новой.
Этот тип мечети довольно
скоро возродился и получил
самое широкое распространение
в татарской архитектуре периода
эклектизма истилизаторства.
Мечети с двумя минаретами,
выстроенные в XVIII в., представляли собой купольные здания с главным входом,
фланкированным двумя высокими цилиндрическими минаретами.
Первые достоверные сведения о появлении мечети такого типа у оренбургской группы
казанских татар относятся к середине XVIII в., почти одновременно с их
появлением на границе киргиз-кайсацких владений. Речь идет о мечети Менового
двора в Яике, зарисованной Петром Рычковым. Это здание могло быть построено
одновременно для всех мусульман торговой фактории, в том числе и
среднеазиатских, что, конечно, отразилось на ее архитектурном облике.
Проезжая в 1768 г. через Яицкий городок, П. С. Паллас зафиксировал в его
Татарской слободе "деревянную выбеленную мечеть". В 1790 г. в Каргалы появилась
еще одна мечеть с двумя минаретами, в которой сочетались свойства булгарской,
восточной и русской барочной архитектуры.
Мечети с двумя минаретами повсеместно встречались на Ближнем и Среднем Востоке,
в Малой и Средней Азии, Индии и других странах, однако их композиция,
базировавшаяся на планировке традиционной арабской мечети с внутренним двором,
существенно отличалась от татарских мечетей описываемого типа.
В отличие от арабской мечети, минареты которой акцентировали портал главного входа в обширный
внутренний двор, у татарской мечети входной портал или тамбур примыкал
непосредственно к зданию, в котором располагался относительно небольшой
молитвенный зал. Подобные мечети строились в XVIII в. и в других странах:
Азербайджане (Джума мечеть в Гяндже, мечеть Гохар-Ага в Шуше), Турции
(Валидэ-Джами в Истанбуле) и других странах, хотя стилистически они решались
совершенно иначе. Как считают некоторые авторы, этот тип мечети проник в пределы
Российской империи в XVIII в.
Были ли распространены в казанском зодчестве мечети с двумя минаретами, сейчас
сказать трудно, однако на одной из летописных миниатюр, повествующих о падении
Казани в 1552 г. ясно видно двухбашенное здание не совсем ясного предназначения.
Это могла быть мечеть или укрепленный въезд в ханский дворец.
Мечети с минаретом на крыше составляли абсолютное большинство как на селе, так и
в городах
Мечети этого типа, как каменные, так и деревянные, были совершенно однотипны и
представляли собой прямоугольное в плане одно-, двухэтажное здание с двускатной крышей, ориентированное с севера на юг. С южного торца примыкал прямоугольный в плане объем михра-ба. Крышу прорезал восьмигранный или иногда цилиндрический минарет, завершенный высоким пирамидальным или коническим шатром. Минарет располагался в большинстве случаев над геометрическим центром здания и представлял собой двух-, трехъярусную башню, состоявшую из стержня (с основанием или без него), внутренней площадки азанчи и шатра. Деревянные минареты были всегда восьмигранными, каменные могли быть также восьмигранными, цилиндрическими или комбинированными. Каменный минарет конструктивно опирался на капитальную стену, разделявшую здание на ритуальную и вестибюльную зоны, деревянный - крепился к стропилам и балкам перекрытия. Минарет мог располагаться в центре крыши, либо у северной оконечности конька, над входом в здание. Татарские восьмигранные и цилиндрические минареты XVIII в. в массе по своим пропорциям существенно не различались.
Функциональная схема такой мечети также имела вполне четкие закономерности. Если
зда ние было двухэтажным, на первом этаже располагалась служеб но-хозяйственная
зона, где наряду с необходимыми для мечети принадлежностями (инвентарь,
библиотека, дровяники и др.) имелись несгораемые o кладовые для товаров местных
купцов. В соответствии с традицией ислама мечеть - не только религиозное, но и
культурно-просветительное учреждение, а так-
же центр науки, под которой в средние века понимали прежде всего богословие.
Поэтому часто на первом этаже мечети располагалось медресе или мектебе ее
махалли. Северную часть здания занимала вестибюльная зона (сени, вестибюль,
гардероб), южную - ритуальная зона (молитвенные залы, михраб). Особую функцию
выполнял минарет, с высоты которого провозглашался азан (призыв к молитве). Эти
закономерности легко прослеживаются как на сохранившихся памятниках, так и в
описаниях современников.
Строительный материал - дерево - определил конструктивное решение зданий в виде
сруба с балочным перекрытием и скатным покрытием.
Функциональная организация мечети требовала устройства минарета - специальной
башни для провозглашения азана. Деревянный минарет, конструктивно связанный со
зданием мечети, устойчив к ветровой нагрузке в отличие от отдельно стоящего, так
как по сравнению с каменной башней вес деревянного ми нарета невелик. Наилучшим
решением в таком случае была постановка минарета прямо на с использованием
стропил в качестве дополнительных Раскосов. Тогда относительно не высота самой
башни увеличивала ее прочность к ветровой нагрузке. Сечение стержня могло иметь
любую форму, однако наибольшим приближением к каноническим формам при сохранении
конструктивной простоты обладал восьмигранник, завершенный шатром. Шатер служил
зашитой от осадков и значительно уменьшал площадь ветровой нагрузки при
максимальной высоте сооружения. Здание мечети должно быть монументальным и
выделяться над окружающей застройкой. Для этого необходимо было увеличить его
этажность или ставить на высокий подклет. Исходя из таких соображений имело
смысл предельно увеличить высоту шатра с полумесяцем, что придавало зданию
монументальность, а минарету - стройность. На русских миниатюрах XVI в., посвященных осаде
Казани, нередко встречаются сооружения с высокой остроконечной башней в центре
крыши, которые, при известном допуске на условность рисунка, вполне можно
принять за изображения мечетей, хотя их композиционная схема по этим рисункам не
совсем ясна. Однако на сохранившейся "копии с подлинного 1552 года чертежа осады
Казани", опубликованной в середине XIX в. М. Лаптевым ,под литерой "мечеть" мы
видим вполне реалистическое изображение двухэтажного здания с невысоким
остроконечным минаретом без внешней галереи на оконечности конька крыши. На нем видны не
только оконные проемы здания, но даже окна минарета.
Уже в XVIII в. мечети с минаретом на крыше решались в большой степени
единообразно, несмотря на значительный разброс по территории. Поразительная
стабильность основных форм и пропорций их, независимо от места и времени
постройки, наталкивает на мысль об устоявшихся канонических для местного
зодчества закономерностях, выработавшихся задолго до XVIII в.
Пропорциональный анализ этих зданий показывает, что отношение длины здания к
общей высоте мечети с минаретом было равно 1:1; отношение длины минарета к
высоте здания - 1:3, 3; отношение высоты площадки минарета над землей к высоте
мечети с минаретом - 1:1,8;
отношение высоты площадки минарета над зданием к высоте Шатра минарета - 1:2;
отношение основания шатра к высоте его - 1:2,3. По наблюдениям М. Г. Худякова,
эта величина Равнялась 3,5:1 или 4:1. Однако следует учесть, что М. Худяков
приводил пропорции всех минаретов, независимо от даты их постройки. В конструктивную основу
описанного типа мечети явно положен традиционный для местного зодчества сруб,
снабженный башней минарета. Возможно, что на архитектуре каменных монументальных
сооружений отразились уже устоявшиеся к тому времени приемы местного деревянного зодчества, которые сложились здесь еще до
освоения булгарами приемов каменного и кирпичного строительства.
Характерным элементом татарской мечети является деревянный восьмигранный минарет
без внешней галереи, завершенный высоким пирамидальным шатром с двойным карнизом
в нижней его части, причем чрезвычайно устойчивых форм и пропорций (на эту
особенность впервые обратил внимание в начале XX в. В. В. Егерев, затем - М. Г.
Худяков. Характерные формы восьмигранного татарского минарета, присущие главным
образом описываемому типу мечети, почти всегда сохраняли неизменность и едва ли
были поздним приобретением. В таком случае наряду с ними были бы распространены
и другие, которые, однако, встречались скорее в виде исключения. Это дает
основание предполагать устойчивую традиционность форм такого минарета и
достаточно древнее его происхождение.
Нужно отметить тот факт, что минареты XVI в., изображенные на минаретах Лицевого
Летописного Свода, при всей своей условности сильно напоминают формами и
пропорциями минареты XVIII в. Это тоже высокие тонкие башни без внешней галереи,
завершенные высоким шатром. Так же, как и у любого татарского минарета, стержень башни завершен
массивным вы. ступающим карнизом, под которым располагаются окошечки галереи
азанчи. Основание шатра резко расширяется книзу, образуя далеко выступающие
свесы. Все эти детали отсутствуют, например, в турецких минаретах, внешне
напоминающих татарские. Вполне вероятно, что основные композиционные
закономерности этого типа мечети канонизировались еще во времена Казанского
ханства и без существенных изменений воспроизводились в XVIII и XIX вв. в
памятниках народного зодчества. Это сходство летописных миниатюр с реальными
постройками впервые было отмечено в 20-х годах М. Г. Худяковым.
Формы минаретов в мировой практике мусульманского зодчества достаточно
многообразны: они отразили как своеобразие местных традиций, так и влияние
господствовавших стилевых направлений, которые зачастую заметно влияли на
творчество того или иного народа, давая толчок к возникновению новых
национальных форм, становившихся отныне традиционными для местных культур В этой
связи любопытно отметить внешнее сходство татарских восьмигранных и
цилиндрических минаретов со средневековыми турецкими.
Надо полагать, мощная волна „сельджукского" влияния в ХШ-ХIV вв. косну лась и деревянного зодчества По волжья, породив татарский вось мигранный минарет, форма ко торого оказалась благоприятной и для примененного строитель ного материала. Следует отметить, что тип мечети с минаретом на крыше, повсеместно распространенный в татарском зодчестве, у других народов встречался лишь в виде исключения, а за пределами СССР, по-видимому, неизвестен. В частности, мечети с минаретом на крыше с аналогичной планировкой, формами и пропорциями отдельных элементов встречались в Башкирии, Орен бургской губернии, Киргизии, Сибири, Белоруссии,
некоторых областях Закавказья. Архитек турные особенности этих соору жений, не
свойственные местнымтрадициям, дают основание предполагать воздействие татарской
культовой архитектуры на местную. В Башкирии это произошло, вероятно, после
разгрома Казанского ханства, а в некоторых областях - во второй половине XVIII в., после присоединения их к России и перехода от язычества к мусульманству, где татарские миссионеры действовали согласно специальным указам правительства.
Подводя итог, можно высказать предположение, что деревянные мечети с минаретом на крыше появились еще в средневековой Булгарии или Казанском ханстве и с течением времени распространились на всю территорию России, Средней Азии, Закавказье, сохранив при этом свои основные композиционные и пропорциональные особенности
|
|
|