Памятники архитектуры Казани
Казанская архитектура | Архитектура Волжской Булгарии | Архитектура Казани | Застройка Казани | Особенности зданий | Культовая архитектура | Мечети | Коротко | Контакты

Мечети


Известные нам татарские мечети XVIII в. делились на три композиционно различных типа. Мечети с угловой постановкой минарета - этот тип мечети известен еще по золотоордынским и касимовским памятни-камХ1V-ХVвв. Мечеть Касым-хана в Касимове такой планировки была восстановлена в 1768 г. (1132 год хиджры)на средневековом фундаменте после ее разрушения в 1702 г. Это единственный известный нам пример татарской мечети XVIII в. такого типа, да и то его нельзя считать "чистым" примером, так как это скорее реставрация средневековой мечети, чем строительство новой. Этот тип мечети довольно скоро возродился и получил самое широкое распространение в татарской архитектуре периода эклектизма истилизаторства.

Мечети с двумя минаретами, выстроенные в XVIII в., представляли собой купольные здания с главным входом, фланкированным двумя высокими цилиндрическими минаретами. Первые достоверные сведения о появлении мечети такого типа у оренбургской группы казанских татар относятся к середине XVIII в., почти одновременно с их появлением на границе киргиз-кайсацких владений. Речь идет о мечети Менового двора в Яике, зарисованной Петром Рычковым.
Это здание могло быть построено одновременно для всех мусульман торговой фактории, в том числе и среднеазиатских, что, конечно, отразилось на ее архитектурном облике. Проезжая в 1768 г. через Яицкий городок, П. С. Паллас зафиксировал в его Татарской слободе "деревянную выбеленную мечеть". В 1790 г. в Каргалы появилась еще одна мечеть с двумя минаретами, в которой сочетались свойства булгарской, восточной и русской барочной архитектуры. Мечети с двумя минаретами повсеместно встречались на Ближнем и Среднем Востоке, в Малой и Средней Азии, Индии и других странах, однако их композиция, базировавшаяся на планировке традиционной арабской мечети с внутренним двором, существенно отличалась от татарских мечетей описываемого типа.

В отличие от арабской мечети, минареты которой акцентировали портал главного входа в обширный внутренний двор, у татарской мечети входной портал или тамбур примыкал непосредственно к зданию, в котором располагался относительно небольшой молитвенный зал. Подобные мечети строились в XVIII в. и в других странах: Азербайджане (Джума мечеть в Гяндже, мечеть Гохар-Ага в Шуше), Турции (Валидэ-Джами в Истанбуле) и других странах, хотя стилистически они решались совершенно иначе. Как считают некоторые авторы, этот тип мечети проник в пределы Российской империи в XVIII в. Были ли распространены в казанском зодчестве мечети с двумя минаретами, сейчас сказать трудно, однако на одной из летописных миниатюр, повествующих о падении Казани в 1552 г. ясно видно двухбашенное здание не совсем ясного предназначения.
Это могла быть мечеть или укрепленный въезд в ханский дворец. Мечети с минаретом на крыше составляли абсолютное большинство как на селе, так и в городах Мечети этого типа, как каменные, так и деревянные, были совершенно однотипны и представляли собой прямоугольное в плане одно-, двухэтажное здание с двускатной крышей, ориентированное с севера на юг. С южного торца примыкал прямоугольный в плане объем михра-ба. Крышу прорезал восьмигранный или иногда цилиндрический минарет, завершенный высоким пирамидальным или коническим шатром. Минарет располагался в большинстве случаев над геометрическим центром здания и представлял собой двух-, трехъярусную башню, состоявшую из стержня (с основанием или без него), внутренней площадки азанчи и шатра.
Деревянные минареты были всегда восьмигранными, каменные могли быть также восьмигранными, цилиндрическими или комбинированными. Каменный минарет конструктивно опирался на капитальную стену, разделявшую здание на ритуальную и вестибюльную зоны, деревянный - крепился к стропилам и балкам перекрытия. Минарет мог располагаться в центре крыши, либо у северной оконечности конька, над входом в здание. Татарские восьмигранные и цилиндрические минареты XVIII в. в массе по своим пропорциям существенно не различались.

Функциональная схема такой мечети также имела вполне четкие закономерности. Если зда ние было двухэтажным, на первом этаже располагалась служеб но-хозяйственная зона, где наряду с необходимыми для мечети принадлежностями (инвентарь, библиотека, дровяники и др.) имелись несгораемые o кладовые для товаров местных купцов. В соответствии с традицией ислама мечеть - не только религиозное, но и культурно-просветительное учреждение, а так- же центр науки, под которой в средние века понимали прежде всего богословие. Поэтому часто на первом этаже мечети располагалось медресе или мектебе ее махалли. Северную часть здания занимала вестибюльная зона (сени, вестибюль, гардероб), южную - ритуальная зона (молитвенные залы, михраб). Особую функцию выполнял минарет, с высоты которого провозглашался азан (призыв к молитве). Эти закономерности легко прослеживаются как на сохранившихся памятниках, так и в описаниях современников.

Строительный материал - дерево - определил конструктивное решение зданий в виде сруба с балочным перекрытием и скатным покрытием. Функциональная организация мечети требовала устройства минарета - специальной башни для провозглашения азана.
Деревянный минарет, конструктивно связанный со зданием мечети, устойчив к ветровой нагрузке в отличие от отдельно стоящего, так как по сравнению с каменной башней вес деревянного ми нарета невелик. Наилучшим решением в таком случае была постановка минарета прямо на с использованием стропил в качестве дополнительных Раскосов. Тогда относительно не высота самой башни увеличивала ее прочность к ветровой нагрузке. Сечение стержня могло иметь любую форму, однако наибольшим приближением к каноническим формам при сохранении конструктивной простоты обладал восьмигранник, завершенный шатром. Шатер служил зашитой от осадков и значительно уменьшал площадь ветровой нагрузки при максимальной высоте сооружения.
Здание мечети должно быть монументальным и выделяться над окружающей застройкой. Для этого необходимо было увеличить его этажность или ставить на высокий подклет. Исходя из таких соображений имело смысл предельно увеличить высоту шатра с полумесяцем, что придавало зданию монументальность, а минарету - стройность.
На русских миниатюрах XVI в., посвященных осаде Казани, нередко встречаются сооружения с высокой остроконечной башней в центре крыши, которые, при известном допуске на условность рисунка, вполне можно принять за изображения мечетей, хотя их композиционная схема по этим рисункам не совсем ясна. Однако на сохранившейся "копии с подлинного 1552 года чертежа осады Казани", опубликованной в середине XIX в. М. Лаптевым ,под литерой "мечеть" мы видим вполне реалистическое изображение двухэтажного здания с невысоким остроконечным минаретом без внешней галереи на оконечности конька крыши. На нем видны не только оконные проемы здания, но даже окна минарета.

Уже в XVIII в. мечети с минаретом на крыше решались в большой степени единообразно, несмотря на значительный разброс по территории. Поразительная стабильность основных форм и пропорций их, независимо от места и времени постройки, наталкивает на мысль об устоявшихся канонических для местного зодчества закономерностях, выработавшихся задолго до XVIII в. Пропорциональный анализ этих зданий показывает, что отношение длины здания к общей высоте мечети с минаретом было равно 1:1; отношение длины минарета к высоте здания - 1:3, 3; отношение высоты площадки минарета над землей к высоте мечети с минаретом - 1:1,8; отношение высоты площадки минарета над зданием к высоте Шатра минарета - 1:2; отношение основания шатра к высоте его - 1:2,3.
По наблюдениям М. Г. Худякова, эта величина Равнялась 3,5:1 или 4:1. Однако следует учесть, что М. Худяков приводил пропорции всех минаретов, независимо от даты их постройки. В конструктивную основу описанного типа мечети явно положен традиционный для местного зодчества сруб, снабженный башней минарета. Возможно, что на архитектуре каменных монументальных сооружений отразились уже устоявшиеся к тому времени приемы местного деревянного зодчества, которые сложились здесь еще до освоения булгарами приемов каменного и кирпичного строительства. Характерным элементом татарской мечети является деревянный восьмигранный минарет без внешней галереи, завершенный высоким пирамидальным шатром с двойным карнизом в нижней его части, причем чрезвычайно устойчивых форм и пропорций (на эту особенность впервые обратил внимание в начале XX в. В. В. Егерев, затем - М. Г. Худяков. Характерные формы восьмигранного татарского минарета, присущие главным образом описываемому типу мечети, почти всегда сохраняли неизменность и едва ли были поздним приобретением.
В таком случае наряду с ними были бы распространены и другие, которые, однако, встречались скорее в виде исключения. Это дает основание предполагать устойчивую традиционность форм такого минарета и достаточно древнее его происхождение. Нужно отметить тот факт, что минареты XVI в., изображенные на минаретах Лицевого Летописного Свода, при всей своей условности сильно напоминают формами и пропорциями минареты XVIII в. Это тоже высокие тонкие башни без внешней галереи, завершенные высоким шатром. Так же, как и у любого татарского минарета, стержень башни завершен массивным вы. ступающим карнизом, под которым располагаются окошечки галереи азанчи. Основание шатра резко расширяется книзу, образуя далеко выступающие свесы. Все эти детали отсутствуют, например, в турецких минаретах, внешне напоминающих татарские.
Вполне вероятно, что основные композиционные закономерности этого типа мечети канонизировались еще во времена Казанского ханства и без существенных изменений воспроизводились в XVIII и XIX вв. в памятниках народного зодчества. Это сходство летописных миниатюр с реальными постройками впервые было отмечено в 20-х годах М. Г. Худяковым. Формы минаретов в мировой практике мусульманского зодчества достаточно многообразны: они отразили как своеобразие местных традиций, так и влияние господствовавших стилевых направлений, которые зачастую заметно влияли на творчество того или иного народа, давая толчок к возникновению новых национальных форм, становившихся отныне традиционными для местных культур В этой связи любопытно отметить внешнее сходство татарских восьмигранных и цилиндрических минаретов со средневековыми турецкими.

Надо полагать, мощная волна „сельджукского" влияния в ХШ-ХIV вв. косну лась и деревянного зодчества По волжья, породив татарский вось мигранный минарет, форма ко торого оказалась благоприятной и для примененного строитель ного материала. Следует отметить, что тип мечети с минаретом на крыше, повсеместно распространенный в татарском зодчестве, у других народов встречался лишь в виде исключения, а за пределами СССР, по-видимому, неизвестен. В частности, мечети с минаретом на крыше с аналогичной планировкой, формами и пропорциями отдельных элементов встречались в Башкирии, Орен бургской губернии, Киргизии, Сибири, Белоруссии, некоторых областях Закавказья.
Архитек турные особенности этих соору жений, не свойственные местнымтрадициям, дают основание предполагать воздействие татарской культовой архитектуры на местную. В Башкирии это произошло, вероятно, после разгрома Казанского ханства, а в некоторых областях - во второй половине XVIII в., после присоединения их к России и перехода от язычества к мусульманству, где татарские миссионеры действовали согласно специальным указам правительства.

Подводя итог, можно высказать предположение, что деревянные мечети с минаретом на крыше появились еще в средневековой Булгарии или Казанском ханстве и с течением времени распространились на всю территорию России, Средней Азии, Закавказье, сохранив при этом свои основные композиционные и пропорциональные особенности
Казанская архитектура
Архитектура Волжской Булгарии
Архитектура Казани
Застройка Казани
Особенности зданий
Культовая архитектура
Мечети
Коротко
Контакты













 



After many adventures on
mass mutal investigation
penthouse playmates nude
Сайт управляется системой uCoz