Заключение
Архитектура Казани, крупнейшего российского города, губернского центра,
сложилась к середине XVIII в. на основе двух традиций: русской и татарской.
Насколько тесно переплелись две эти культуры, насколько высока была степень их
слияния, пока еще трудно судить, потому что временной границей нашего
исследования является первая половина XVIII в., в то время как истоки культурных
взаимосвязей средневолжской и русской культур уходят в домонгольскую эпоху,
активно развиваются в золото-ордынское время и в период Казанского ханства.
К моменту присоединения Среднего Поволжья к России в середине XVI в. здесь уже
существовала развитая архитектура, базировавшаяся на богатых местных традициях,
насчитывающих к тому времени более чем пятисотлетнюю историю. Развиваясь на
границах мусульльманского мира, своеобразная булгаро-казанская архитектура
представляла собой самую северную ветвь средневекового восточного зодчества.
Традиции татарской архитектуры воздействовали на сложение своеобразной
архитектуры Казани, проя вившись в ряде градостроительных, композиционных и
декоративных особенностей ее русской части. В свою очередь, русское зодчество
воздействовало на архитектуру феодальной верхушки татарского общества,
находившейся в тесной связи с русской администрацией. Середина XVIII в. стала
переломным моментом, началом качественно нового этапа развития татарской
архитектуры. Его характерной чертой было вступление в тесный контакт с русской
культурой и, как следствие, активное восприятие элементов прогрессивной
западноевропейской культуры. Решающую роль в формировании стилевого и образного
решения зданий стали играть русские архитекторы, татарам отводилась роль
заказчика, в той или иной мере диктовавшего свои уело вия и воздействовавшего на
творческий процесс проектирования.
Архитектурное окружение, национальная принадлежность заказчика и сама земля, где
возникали эти постройки, способствовали выявлению их своеобразия в контексте
культуры, их породившей.
В определенной степени воздействовали на сознание зодчих и заказчиков также и
сохранившиеся памятники средневековой архитектуры, почитавшиеся местным
населением как священные. В то же время экономическая и политическая зависимость
татар от России, их активное участие в экономической жизни страны с
неизбежностью разрушали межнациональные перегородки, способствовали
взаимодействию национальных культур.
Произведением национальной архитектуры можно считать здание, социально для
данного народа предназначенное. Любое талантливое и оригинальное произведение,
воздвигнутое на той или иной национальной почве и социально для данного народа
предназначенное, со временем непременно станет частью данной национальной
культуры, в каких бы взаимоотношениях с местными традициями оно ни находилось.
Архитектура татарских байских домов и мечетей обрела стилевые характеристики
барокко и классицизма, сохранив традиционные особенности планировки. В культовой
архитектуре местные традиции проявились в сохранении традиционного типа мечети и
выражения ее отдельных элементов через
формы булгарского зодчества.
В деталях декора частично применялись мотивы татарского народного искусства.
Таким образом, присущие русской архитектуре этого периода стилевые особенности
были восприняты и своеобразно трансформированы архитектурой татарской
одновременно с русской, ступившей на путь западноевропейской ориентации.
Классицизм был принят татарским обществом в его части, которая не противоречила
его эстетическим и религиозным чувствам, и частично отвергнут. Образцовый проект
1829 г. на татарскую мечеть оказался тупиковым путем развития для
монументального зодчества, не прижились в архи-
тектуре домов портики, колоннады, изображения людей и животных.
Совокупность общих, особенных и единичных признаков содержания и формы элементов
городской застройки казанских татар второй половины XVIII - первой трети XIX в.
можно квалифицировать как совокупность признаков своеобразной городской
архитектуры казанских татар этого периода, своим внешним обликом и внутренней
организацией отражавшей сильное русское влияние и обладавшей более или менее
устойчивыми национальными особенностями в рамках общероссийских
архитектурно-художественных направлений того времени.
|
|
|